• Главная
  • >
  • Новости
  • >
  • Счетная палата продолжает критиковать меры господдержки МСП

Счетная палата продолжает критиковать меры господдержки МСП

8 августа. FINMARKET.RU — Счетная палата считает необходимым принять меры по совершенствованию нормативной базы, регламентирующей развитие малого и среднего предпринимательства (МСП). И коллегия Счетной палаты приняла решение направить информационное письмо в правительство с рекомендациями поручить уполномоченным органам исполнительной власти принять соответствующие меры, говорится в сообщении СП.

Как отмечается, пока не достигнута цель, поставленная президентом РФ на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 сентября 2016 г., по доведению численности работников в малом и индивидуальном предпринимательстве до 20 млн человек к 2018 г.

«Число хозяйствующих субъектов МСП в 2015-2017 годах выросло с 4,5 до 6 млн, вместе с тем число занятых в малом и среднем предпринимательстве в целом на 1 июля 2018 года составляет 19,2 млн человек», — отметил аудитор Андрей Перчян, выступая на коллегии СП с докладом об итогах проведенного анализа мер господдержки малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2014-2017 гг..

Аудитор также напомнил, что в послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. Президент поставил еще одну стратегическую цель — довести к 2024 г. вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП до 40%. Однако в действующей Стратегии развития МСП эта цель не учтена. Кроме того, показатели «вклад МСП в ВВП» и «вклад МСП в ВРП» в настоящее время в Российской Федерации органами госстатистики не наблюдаются, так что оценка достижения стратегической цели априори невозможна.

Кроме того, проведенный анализ показал, что в 2015-2017 гг. объем кредитов субъектам МСП уменьшился. Поддержка, оказываемая в рамках Национальной гарантийной системы (НГС), также не смогла изменить отрицательный тренд в кредитовании субъектов МСП. Одна из основных целей НГС — увеличение объемов долгосрочного кредитования субъектов МСП — не достигнута.

На федеральном уровне основные мероприятия по поддержке МСП предусмотрены в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» (подпрограмма «Развитие МСП») и только по этой подпрограмме в бюджетной отчетности в рамках действующей бюджетной классификации выделяются расходы на господдержку МСП. Вместе с тем поддержка МСП фактически осуществляется в рамках иных госпрограмм, при этом идентифицировать соответствующие расходы практически невозможно. Таким образом, не соблюдается принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы РФ, предусмотренный Бюджетным кодексом.

Показатели госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», характеризующие развитие МСП, в 2017 г. в основном выполнены. При этом все плановые значения показателей на 2017 г. были значительно снижены относительно уровня 2014 г. Так, плановые значения снизились по одному из основных показателей госпрограммы — «Количество вновь созданных рабочих мест в секторе МСП» — с 108 тыс. (2014 г.) до 25 тыс. (2017 г.).

«Ежегодное снижение этого показателя при положительной динамике численности занятых в сфере МСП в 2014-2017 гг. свидетельствует о том, что реализация госпрограммы не оказывает существенного влияния на обеспечение занятости в сфере МСП», — констатировал аудитор.

Кроме того, указанный показатель госпрограммы отражает влияние поддержки на развитие МСП только в краткосрочной перспективе. Таким образом, один из основных показателей госпрограммы является несущественным по своей сути.

СП также отмечает, что сложившийся порядок распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета не обеспечивает создание равных условий для развития МСП в регионах. Коллегия обратила внимание на отсутствие взаимосвязи между установленными в госпрограмме плановыми значениями показателя «количество вновь созданных рабочих мест» с объемом выделенных субсидий.

Источник: finmarket.ru